История дорожных знаков

26 марта 2021 г.

Дорожный знак – стандартизированное схематичное изображение, доносящее определенную информацию до участников дорожного движения. Первые указатели появились за много веков до автомобилей: древние люди ставили близ дорог камни с отметинами и деревянные столбы, делали метки на деревьях. История настоящих дорожных знаков началась в Римской империи.

Прототипы дорожных указателей

Камни и насечки на стволах деревьев сложно увидеть, поэтому в древности вдоль дорог начали ставить столбы, простые или с декоративными дополнениями. Так, в Греции применялись гермы – четырехгранники с головой бога Гермеса на вершине. После появления письменности на дорожных камнях стали писать указания для путников, обычно названия селений.

На территории России верстовые столбы появились в 16 веке на пути из Москвы в царское село Коломенское. Один из стоявших на этой дороге указателей – половецкая баба – хранится в Коломенском музее-заповеднике. Позднее на выезде из селений, городов, уездов стали ставить столбы с табличками с названием населенного пункта, а на больших перекрестках – указатели, куда ведет каждый из путей.

В 3 веке до н.э. римляне создали систему указателей. На площади храма бога Сатурна в Риме поставили золоченый столб, от которого расходились все дороги, существовавшие в империи. На значимых трактах стояли каменные мильные цилиндры с указанием расстояния до центрального столба.

Современный формат дорожного знака

Начало создания дорожных знаков

Когда первые автомобили заменили конные экипажи, возникла необходимость регулировки движения. Управлять самодвижущимся транспортом оказалось сложнее, чем лошадьми, да и скорость движения была иной. Из-за небольшого количества автомобилей поначалу аварии случались редко, но были резонансными из-за огромного интереса публики к новому средству передвижения.

Пока автомобильный транспорт оставался редкостью, не было надобности в светофорах и обозначении пешеходных переходов. В 1903 году на парижских улицах появились первые настоящие знаки, квадратные, синие, с белыми изображениями:

  • Опасный поворот.
  • Неровное дорожное полотно.
  • Крутой спуск.

Мировой автопарк рос, потребовалось усложнение организации автодвижения. В 1909 году делегации европейских государств собрались на Парижской конференции для разработки и утверждения «Конвенции по движению автомобилей». Одним из пунктов было введение 4 знаков:

  • Перекресток.
  • Неровности на дороге.
  • Извилистый путь.
  • Пересечение с железнодорожным полотном.

Также условились ставить знаки за 250 м до участка, к которому относится обозначение, и под прямым углом к линии дорожного полотна.

В 1930-ом прибавилось еще 23 знака. Для удобства восприятия их разделили на 3 категории:

  • Указатели.
  • Предупреждения.
  • Предписания.

Постепенно перечень знаков расширился настолько, что в ноябре 1968-го в рамках Венской конвенции их разбили на 8 категорий:

  • Предупреждающие.
  • Запретительные.
  • Информирующие.
  • Сервисные.
  • Преимущественное право движения.
  • Предписания.
  • Особые предписания.
  • Направления.

Старый дорожный знак

Стандартизация дорожных знаков в России

Упорядочиванием дорожных знаков в России занялись в 1933 году. Тогда они разделялись на 2 категории: городские и внегородские.

В 1940-ом вышла первая редакция правил дорожного движения. В документе были указаны следующие категории 22 знаков:

  • 8 запретительных – круги.
  • 5 предупреждающих – треугольники.
  • 4 информирующих – указатели.
  • 5 определяющих движение на светофорных перекрестках.

В 1961 году в очередную редакцию правил движения включили большее число знаков. Запретительных стало 22, предупреждающих – 19, указателей – 10.

В 1973-ем с обновлением правил число знаков снова выросло во всех категориях. Последовали изменения во внешнем виде обозначений. С этого времени, чтобы купить дорожные знаки, необходимо было учитывать их разновидности. Так, появилось два обозначения извилистой дороги. На указателях подъема и спуска стали проставлять процент уклона. Суживающееся полотно начали обозначать с правой, левой и двух сторон.

С 1987-го российскую систему обозначений начали постепенно подводить к международной. Сегодня в России действительны более 200 знаков, касающихся всех нюансов дорожного движения. И развитие системы не останавливается.


+7 (495) 785-24-68
123308, 123308, г.Москва, Маршала Жукова проспект, д.2 стр.1


© coxogroup.ru, 2024.