Технологическое планирование и зонирование торгового зала
26 марта 2021 г.
Грамотное разделение торговой площади на зоны оказывает большое влияние на товарооборот, а также пропускную способность магазина. Правильная планировка сделает процесс приобретения товаров комфортным для покупателей и будет способствовать совершению покупки. Вся площадь магазина разделяется на функциональные зоны, внутри которых размещаются стеллажи и полки с товарами.
Зона входа и выхода
Здесь покупатель найдет столы для упаковки покупок, камеры хранения, продуктовые корзины и товарные тележки. Зона предполагает достаточный простор, чтобы люди не толкались и не толпились. В планировке необходимо учесть и наличие или отсутствие выхода на автомобильную стоянку с покупательскими тележками. Также в зоне входа-выхода можно установить ограждения для магазинов и стенды с рекламой и промо-акциями.
Вход в магазин оборудуется турникетом. После прохода через турникет покупателя могут встречать полки с импульсными товарами, распродажами или предложениями высокого спроса. Также у входа лучше не располагать товары с высоким ценником. Выгоднее, если ассортимент магазина и его ценовая политика будет располагать покупателей с любым бюджетом.
Кассовая зона
Первое, с чем необходимо определиться – это количество кассовых терминалов. При расчете их оптимального числа учитываются следующие параметры:
- Пропускная способность торговой точки.
- Сколько товара покупает один покупатель в среднем.
- Насколько долго считывается один штрих-код.
- Какое время требуется, чтобы обслужить одного покупателя.
Однако даже если учесть эти факторы, расчеты могут быть неточными. Поэтому владельцы магазинов всегда придерживаются простого правила: на 80-150 квадратных метров необходима одна касса. В любом случае, у торговой точки всегда должна быть возможность добавить кассовые узлы в случае большой посещаемости магазина.
Важно правильно оформить и прикассовую зону. Здесь должны быть установлены стенды с товарами для импульсивных покупок, но не в ущерб свободной площади прикассовой зоны. Перегрузка или узкие проходы около кассы только усугубят ситуацию, снизив объемы импульсивных покупок.
Планировка торгового зала
Зонирование торгового помещения во многом зависит от выбранного метода торговли. Это может быть самообслуживание, прилавок с продавцом, а также комбинированный тип. Торговое оборудование имеет следующие варианты расположения:
- Линейное. Ряды с товарами ставятся параллельными линиями. Это наиболее рациональный вариант использования торговой площади. Также данная планировка наиболее безопасна и защищает от краж. Применяется в магазинах, где налажено самообслуживания.
- Петля. Этот способ имеет и другое название – бутиковая планировка. Поток покупателей идет против часовой стрелки. Используется в магазинах, где торговля осуществляется продавцом через прилавок. Важным преимуществом является то, что зал просматривается полностью.
- Лабиринт. Торговое оборудование располагается в зале асимметрично. При выборе данной схемы планировка должна быть проработана до мелочей, чтобы не оставить без покупателей некоторые зоны с товарами. Такое зонирование можно встретить в магазинах подарков, в торговых точках с творческими товарами, детскими игрушками.
- Выставочная планировка. Данный вид зонирования идеально подходит для мебельных супермаркетов, где продают по образцам, выставленным для примера в торговом зале. После покупки понравившегося товара, покупатель идет за ним на склад.
Некоторые крупные магазины сочетают на практике от двух, до трех видов планировки в разных торговых зонах. В любом случае, торговое оборудование располагается по принципу «подобное рядом с подобным». Это помогает покупателю лучше ориентироваться среди большого ассортимента, а сама торговая площадь выглядит эстетично.