История дорожных знаков
26 марта 2021 г.
Дорожный знак – стандартизированное схематичное изображение, доносящее определенную информацию до участников дорожного движения. Первые указатели появились за много веков до автомобилей: древние люди ставили близ дорог камни с отметинами и деревянные столбы, делали метки на деревьях. История настоящих дорожных знаков началась в Римской империи.
Прототипы дорожных указателей
Камни и насечки на стволах деревьев сложно увидеть, поэтому в древности вдоль дорог начали ставить столбы, простые или с декоративными дополнениями. Так, в Греции применялись гермы – четырехгранники с головой бога Гермеса на вершине. После появления письменности на дорожных камнях стали писать указания для путников, обычно названия селений.
На территории России верстовые столбы появились в 16 веке на пути из Москвы в царское село Коломенское. Один из стоявших на этой дороге указателей – половецкая баба – хранится в Коломенском музее-заповеднике. Позднее на выезде из селений, городов, уездов стали ставить столбы с табличками с названием населенного пункта, а на больших перекрестках – указатели, куда ведет каждый из путей.
В 3 веке до н.э. римляне создали систему указателей. На площади храма бога Сатурна в Риме поставили золоченый столб, от которого расходились все дороги, существовавшие в империи. На значимых трактах стояли каменные мильные цилиндры с указанием расстояния до центрального столба.
Начало создания дорожных знаков
Когда первые автомобили заменили конные экипажи, возникла необходимость регулировки движения. Управлять самодвижущимся транспортом оказалось сложнее, чем лошадьми, да и скорость движения была иной. Из-за небольшого количества автомобилей поначалу аварии случались редко, но были резонансными из-за огромного интереса публики к новому средству передвижения.
Пока автомобильный транспорт оставался редкостью, не было надобности в светофорах и обозначении пешеходных переходов. В 1903 году на парижских улицах появились первые настоящие знаки, квадратные, синие, с белыми изображениями:
- Опасный поворот.
- Неровное дорожное полотно.
- Крутой спуск.
Мировой автопарк рос, потребовалось усложнение организации автодвижения. В 1909 году делегации европейских государств собрались на Парижской конференции для разработки и утверждения «Конвенции по движению автомобилей». Одним из пунктов было введение 4 знаков:
- Перекресток.
- Неровности на дороге.
- Извилистый путь.
- Пересечение с железнодорожным полотном.
Также условились ставить знаки за 250 м до участка, к которому относится обозначение, и под прямым углом к линии дорожного полотна.
В 1930-ом прибавилось еще 23 знака. Для удобства восприятия их разделили на 3 категории:
- Указатели.
- Предупреждения.
- Предписания.
Постепенно перечень знаков расширился настолько, что в ноябре 1968-го в рамках Венской конвенции их разбили на 8 категорий:
- Предупреждающие.
- Запретительные.
- Информирующие.
- Сервисные.
- Преимущественное право движения.
- Предписания.
- Особые предписания.
- Направления.
Стандартизация дорожных знаков в России
Упорядочиванием дорожных знаков в России занялись в 1933 году. Тогда они разделялись на 2 категории: городские и внегородские.
В 1940-ом вышла первая редакция правил дорожного движения. В документе были указаны следующие категории 22 знаков:
- 8 запретительных – круги.
- 5 предупреждающих – треугольники.
- 4 информирующих – указатели.
- 5 определяющих движение на светофорных перекрестках.
В 1961 году в очередную редакцию правил движения включили большее число знаков. Запретительных стало 22, предупреждающих – 19, указателей – 10.
В 1973-ем с обновлением правил число знаков снова выросло во всех категориях. Последовали изменения во внешнем виде обозначений. С этого времени, чтобы купить дорожные знаки, необходимо было учитывать их разновидности. Так, появилось два обозначения извилистой дороги. На указателях подъема и спуска стали проставлять процент уклона. Суживающееся полотно начали обозначать с правой, левой и двух сторон.
С 1987-го российскую систему обозначений начали постепенно подводить к международной. Сегодня в России действительны более 200 знаков, касающихся всех нюансов дорожного движения. И развитие системы не останавливается.